Источник и пещера Ай-Ян (Аян) - святого Иоанна Крестителя

Айянский источникРека Аян, также  как и местность, откуда она берет начало – весьма интересная. Название связано с именем святого Иоанна Крестителя, Предтечи Христова. И не случайно так много названий в Крыму связано с именами христианских святых. 

Часть крымских ученых считает, что именно этот источник, а не место слияния рек Кизил-коба и Ангара является началом реки Салгир. А Салгир для Крыма - как река Иордан в Иудее. Кстати, Крым в давние времена было принято называть Иудеей в силу того, что караи - местное тюркское население исповедовали иудаизм. К тому же, древнейшие иудейские памятники находятся официально именно в Крыму. Странно ли это?

Река начинается мощным Аянским источником, бьющим из пещеры на склоне Чатыр-дага. Аянская пещера уходит вглубь массива на 560 метров, состоит из 5 параллельных галерей, которые в сильные паводки почти полностью затапливаются водой.

Когда-то вблизи источника была греческая деревушка Ай-Ян (в переводе - «святой Иоанн»). В деревне были две церкви -  Святого Георгия и Вознесения Господня. По непроверенным данным,  рядом с источником Ай-Ян находился небольшой древний монастырь во имя Святого Иоанна, от которого к 1778 году остались разоренные руины. От храма свое название получил источник и река, на которой в старые времена даже стояла мельница.

Встречается и название горы Ай-Ян – так называло христианское население гору Тас-Тау. В 1778 году  деревню оставили 25 семей-ромеев айянотов (больше 200 чел., оставившие более 60 домов). Вместе с жителями деревень Енисала и Озенбаш они основали в Приазовских степях деревню Салгир Янисала (современная Великая Новоселка Донецкой области).

Кстати, интересный факт, что место переселения жителей Ай-Яна - Большой Янисоль (современная Великая Новоселка в Донецкой области) была второй, после Гуляй-поля, столицы батьки Нестора Махно.

подножие Чатыр-Дага
Сейчас здесь плещутся волны водохранилища

После выселения греков из Тавриды в 1778 году, пустующую деревню заняли татары. На 1889 год здесь насчитывалось 22 двора, в которых проживали 139 душ обоего пола. Интересно, что за 100 лет до переселения греков, в турецких документах село называлось «Ай-Ян» и состояло «из 11 греческих семей и 1 то ли русской, то ли хазарской». До сих пор еще можно определить место положения деревни по старинным татарским надгробиям или каменным зубчатым зерномолотилкам, встречающимся в лесных зарослях.

От греческого населения не осталось ничего, кроме названия… Окрестность Аяна в начале XX века была отведена  под табачные плантации – они занимали до 40 десятин земель. Кроме того, здесь были расположены два обширных фруктовых сада – один на 8 десятин принадлежал тавельскому помещику Попову, а другой на 10 десятин помещице Черновой.

Во время строительства Аянского водопровода ниже старой деревни Аян вырос новый поселок строителей под названием Аянстрой. Нынче о нем напоминает разве что заброшенное кладбище. На одной из покрытых лишайником могил надпись: «Луз Иван Терентьевич, слесарь строитель Аянского водопровода. Память от рабочих и техслужащих Аянстроя. Спи спокойно дорогой товарищ. Дело начатое тобой мы закончим. Род 3 июня 1878,  умер 30 мая 1931».

Жители деревни Аян, которая оказалась в зоне строительства чаши водохранилища, были переселены в 1927-1928 годах в окрестные села. Дома были разобраны, сады вырублены. Ныне, когда в Аянском водохранилище в засушливые года спадает вода,  можно заметить следы былой жизни. На дне водоема отчетливо видны межевые линии, сложенные из камней, стволы и корни некогда росших здесь фруктовых деревьев, размытые плитовые могилы, кости, керамика.


Аянское водохранилище

Местность на пути к источнику – одна из самых живописных и очаровательных в горном Крыму. Во времена Крымского ханства, татарская знать любила приезжать сюда, устраивая гуляния и охоту. Мурзы и беи разбивали на обширных полянах под сенью скал шатры, вели неспешные разговоры, ели фрукты, пили кофе.

После присоединения Крыма к России не было путешественника, который бы не посетил Аянский источник.  Туристы доезжали из Симферополя до деревни Аян, где брали  проводника и верхом или пешком шли к истоку Салгира. «До истока Аяна нетрудно добраться: каждый деревенский мальчуган с удовольствием принимает на себя роль проводника и исполняет ее правильно», - писал один из путешественников в 1899 году.

Аянский источник в Крыму  
Первое художественное описание истока реки Салгира нам оставил Павел Сумароков, побывавший здесь в 1799 году:

«Извержение ее, находящееся в полугоре, покрывается самородным каменным гротом, над которым в сквозном его своде выходят самые тонкие и как будто сделанные искусной работой арки. Внутри сего грота великое множество воды выбивается с ревом из недр земли, падает с сильным кипением по огромным каменьям, составляя быстрые каскады, и обильный ее потом ток, пробегающий по ущелью между гор, выводит Салгир на ровные луга».

За Павлом Сумароковым об истоке Салгира пишет Французский ученый и путешественник Шарль Монтандон, опубликовавший свое «Путешествие в Крым» в 1834 году:

«Посещая это место, не требуйте от него величественных и привлекательных зрелищ, которыми природа щедро наградила иные крымские уголки. Оно поражает, но поражает – своей наготой и уединенностью. Округлые скалы, образующие глубокое ущелье, из которого вытекает Салгир, совершенно лишены растительности, и нет ничего, что оживило бы вид или наполнило воображение.

Источник заключен в пещере, освещенной несколькими довольно большими отверстиями. При поддержке проводника можно спуститься к глубокой ванне, откуда вытекает вода источника; многие довольствуются тем, что осматривают его сверху. Вытекая оттуда, вода образовывает довольно значительную поверхность, прежде чем устремиться по естественному руслу, проложенному в известняке, из которого сложены окрестные скалы».

Вслед за Монтадоном о истоке Салгира писал Фередерик Дюбуа де Монпере, опубликовавший свой труд «Путешествие в Крым» в 1843 году. Монпере поселился в деревне Аян у татарина по имени Абла и совершил вдумчивое путешествие к истокам Салгира, подробно описав не только маршрут и геологические особенности местности, но  и сделав несколько зарисовок в своем альбоме:

«Под огромной скалой, увенчанной другими разбитыми скалами, открывается широкое устье, извергающее весь Салгир посреди замшелых камней. Вода, едва вырвавшись, пениться, переливаясь через первую мраморную ступень водопадом. Прыгая с высоты скалы, нависающей прямо над источником, я проник в грот, где увидел прямо под ногами, в пропасти, как во мраке клокочет и ворочается Салгир, вырываясь из земных глубин к свету дня.

Эти подземные бездны проникают в самую глубь горы, где они сообщаются с безднами и пропастями, сохраняющими в течение всего года снег, скапливающийся на вершине Чатырдага». В своем путеводителе де Монпере оставил рисунок вида деревни Аян и истока Салгира.

Другой француз Жильбер Ромм, посетивший эту местность в 1876 году, вспоминал свои впечатления о пещере с источником: «Яма настолько глубока, что я не мог своей тростью нащупать дно. Вода бьет из глубины, крутит и образует небольшие пороги.

В прежние времена поток был, очевидно, гораздо сильнее, потому что боковая стенка свода пещеры во многих местах прорвана насквозь. Вытекая из ущелья и соединяясь с другими соседними ручьями, поток образует Салгир».


вход в каптаж

С присущей ему краткостью в дневниковых записях, упоминает об этой местности великий русский писатель Александр Грибоедов в 1825 году: «Июня 24. Середа, Иванов день. Вверх по Салгиру верхом. Сады, минареты, Перовского дачка - приятной, легкой архитектуры домик. Облако столбом над Чатыр-Дагом, будто курится. Ручьи падают справа от нашей дороги в Салгир.

Тополи, надгробные камни с чалмами. - Аянь, на восток от него в полуверсте источник Салгира в известковой каменной котловине. Пещера, вход с двух сторон; спереди с шумом извергается источник, слева род окошка; мы, разутые, лезем в него, цепляемся по голым камням, над нами свод, род пролома сверху, летучая мышь прилеплена к стене возле, и внутренняя продолговатая пещера позади нас. Мы сидим над самым обрывом. Вода холодная как лед».

Теперь о символах. Пентаграмма является одним из важнейших символов в магии. Слово пентаграмма происходит от греческих слов "pente", что означает, пять, и "gramma" - что означает буква. Пентаграмма - фигура с пятью вершинами, образованная двумя восходящими пересекающимися лучами, которые отходят от каждой стороны пентагона, таким образом, получается звезда.

Она представляет действие Вечного Духа и Четырех Элементов под Божественным управлением букв имени Yeheshuah. Первое изображения пентаграммы были найдены в Шумере в древнем Египте, стран, где по преданию зародилась магия. Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях, египтяне называли пентаграмму "звездой псоглавого Анубиса".

Пентаграмма встречается в религиозных и магических традициях многих народов. Для евреев, она ассоциировалось с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога, древние греки называли пентаграмму Пентальфа: Тройной треугольник. Если перевести это слово с греческого, оно означает пять букв Альфа, в своем переплетении они образовывали пятиконечную звезду. Ее греки изображали ее на своих щитах.

Первыми о пентаграмме стали говорить пифагорейцы. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира и избрали пентаграмму тайным символом принадлежности к своему обществу. О том, что пентаграмма является символом интеллектуального всемогущества и власти, учили и гностики, рисовавшие ее на своих талисманах. Пентаграмма, называемая "печатью царя Соломона" была известна арабским магам.

Маги средневековой Европы узнали о "печати царя Соломона" именно из арабских манускриптов. В эпоху Возрождения была раскрыта тайна Пентаграммы. Если вписать в нее человеческую фигуру, связать с четырьмя элементами Огнем, Водой, Воздухом, Землей и пятым - эфиром, который управляет ими всеми. 


окна в куполе каптажа

Почему купол каптажа над источником создан так, словно это храмовый купол с четырьмя окнами? 


купол армянского храма Сурб-Ншан в Крыму

В 1886 году гимназисты Симферопольской мужской гимназии, посетив источник записали в своих дневниках: «Громадная каменная арка, в виде полукруга опрокинулась над Салгиром; из этой арки, как из пещеры, выдвигался бассейн в две сажени длинны, наполненный чистой как кристалл водой. Кто хочет увидеть само жерло источника, откуда подымается вода, тот пусть войдет в расселину скалы, слева от арки. Вы очутитесь в скалистом гроте.

Сверху в отверстие вы увидите небо, внизу колодец, переполненный водой, идущей к боковой арке и изливающейся из нее Салгиром. По слухам, этот природный колодец идет вниз и дно его недоступно человеку. Говорят, что источник Салгира особенно красив в те часы, когда солнце перейдет на запад, лучи его войдут в арку и причудливым светом озарят его темную внутренность и голубую поверхность движущейся воды».


Дорога к источнику Аян

В 1858 году местность Аяна посетил зоолог Карл Кесслер. Он писал: «Исток Салгира есть исток в истинном и полном значении этого слова. Салгир не образуется от постепенного соединения между собою, на поверхности земли, многих отдельных ручейков, а выскакивает на свет, из темных недр горы, уже в полной силе, как некогда вышла Минерва из головы Юпитера.

Отверстие, чрез которое выходит этот поток, чтобы дать начало Салгиру, имеет форму большой пещеры, выдолбленной в огромной мраморной скале и обсыпанной мраморными обломками. Форели, живущие в Салгире, поднимаются до самого верховья его и проникают даже в пещеру, из которой он вытекает; мы имели случай в этом убедиться собственными глазами».


Дорога к источнику Аян

А вот как описывает исток Салгира первый крымский ученый-гидролог Николай Головкинский: «Шум воды слышен издали, а вблизи почти нельзя разговаривать. Салгир разом вырывается сильным потоком из огромной промоины. Вода в промоине заметно синего цвета, что свидетельствует о чистоте и глубине ее. В шумном потоке, который, пенясь и волнуясь, прыгает по обломкам скал, водится много форелей. Местные татары умеют легко ловить ее».

О том, что в Аяне «ловят много форелей между камней речки», вспоминал и знаменитый академик Петр Паллас. Павел Сумароков также подтверждал, что «здесь обыкновенно проводники в удобных местах русла легко ловят руками форель».


обмелевшее водохранилище Аян

В докладе об экскурсии для учеников Ананьевской гимназии в июле 1900 года упоминается, что «в скалистом гроте находится довольно глубокий бассейн, в котором, как в природном аквариуме, спокойно плавают красивые форели». Но все это было больше ста лет назад, а сейчас форель встретить в Аяне, как и в других реках бассейна Салгира, очень проблематично.

Интересно, что туристы наносили и некий вред Аяну. Геолог Н.И. Каракаш в 1904 году писал о выходе источника: «Дно колодца завалено крупными и мелкими обломками камней, попавших туда отчасти при порохостроительных работах, предпринятых владельцем источника для расширения грота, но большею частью колодец засорялся туристами, бросавшими в колодец камни при своем посещении грота».

Аянский источник питает своими водами одноименное водохранилище, имеющее интересную историю. Решение о строительстве водопровода от Аянского источника и водохранилища под склонами Чатырдага для водоснабжения Симферополя было принято еще в начале XX века.

Тогда городская управа провела большие работы по подготовке к прокладке водопровода, по которому бы вода могла самотеком  поступать из водохранилища в разрастающийся город. В 1903 году техник И.М. Педдакас провел разведочные работы в долине реки Салгира с целью поиска лучшего места для проведения водопровода.

В итоге своих исследований он заключил: «Источник Аян не только не может быть отведен в город без ущерба землевладельцам, пользующимся его водой для своих поливных культур, но даже не доставит для водоснабжения города необходимого количества воды. Как же разрешить вопрос о водоснабжении города Симферополя? Откуда взять воду, когда ее мало в Аяне?

Единственный верный ответ: нужно ее создать, другим словом – собирать ее в водохранилища в то время, когда она без пользы уходит в недра земные. Это единственное условие для будущего прогресса жизни в Крыму». С 10 мая по 29 июня 1904 года геолог Н.И. Каракаш и студент П.А. Двойченко (кстати – в будущем известнейший крымский геолог) исследовали местность Аяна для проекта водоснабжения Симферополя.

Была проведена полная и подробная съемка и нивелировка долины Аяна от источника до сада г-жи Черновой; исследована бурением и шурфами долина; измерен дебет воды в источнике Аян с 10 мая по 6 июля 1904 года. По итогам работы были сформулированы соображения, направленные на подготовку проекта «Аянской запруды».

Но в один из дней хозяин земли генерал Попов вдруг запретил работы без какой-либо внятной мотивации своего поступка. И вновь работы по устройству Аянской водопроводной системы начались лишь 16 апреля 1926 года. Первую очередь водопровода закончили в 1928 году. Общая стоимость плотины, дороги, каптажного сооружения Аяна составила на 1928 год 1 270 000 рублей.

5 сентября 1928 года состоялся  пуск Аянской воды в Симферополь. Но корреспондент газеты «Красный Крым» сетовал, что «Окончание строительства водопровода и пуск воды, имеющие колоссальное значение для здоровья трудящихся города прошли совершенно не замеченными. Широкая общественность города совершенно не знакома с проведенной работой, ее трудностями, размерами и значением». Официальный пуск водопровода решили осуществить в день годовщины Октябрьской революции. 11 ноября 1928 года состоялся торжественный пуск Аянского водопровода. Митинг из строителей, местных крестьян, школьников собрал около 1000 человек. 

Вместе со строительством водохранилища велись работы и на самом Аянском источнике. Первоначально каптаж источника строили из камня,  но знаменитое крымское землетрясение внесло свои коррективы и каптаж решили возводить из железобетона. Скалы над источником нельзя было взрывать, так как было опасение, что вода может уйти в недра и все работы велись вручную.

Была проложена 3-х километровая дорога от деревни Аян к источнику, в одном из участков которой пришлось пробивать вручную в скале 28-ми метровый туннель. Теперь до источника по ранее неприступной местности спокойно смог проезжать автомобиль. Для ведения работ в самом источнике, строители соорудили два сифона, в которые из источника откачивалось до миллиона ведер воды в сутки.

Над родником был возведен бетонный каптаж в виде здания с куполом, вид которого до сих пор поражает своей мощью и строгой красотой.

Здание каптажа имеет оригинальную архитектуру: здесь прослеживаются некоторые восточные мотивы, гармонично сочетающиеся с символикой времен СССР – пятиконечными звездами. Всем своим видом здание напоминает культовое сооружение, храм, возведенный над выходом воды святого источника на поверхность.

В  1951 и в 1977 годах была проведена реконструкция Аянского водопровода и водохранилища, после которой объем водоема стал 3,9 млн. кубических метров, а максимальная глубина составила 24,5 метра. По 18-ти километровому подземному водоводу вода поступает в питьевые очистные сооружения на Петровских скалах в Симферополе.

Вдоль водопровода в 1928 году были сооружены оригинальной архитектуры каптажные будки (две из них можно увидеть вдоль шоссе в пределах села Доброе) и несколько бетонных водораспределительных колонок-фонтанов, которые тоже еще кое-где заметны вдоль трассы. Такие колонки есть в пределах Марьино на углу улиц Ялтинское шоссе и Носенко; справа от трассы при въезде в с. Андрусово во дворе частного дома в с. Заречное на улице Мраморной.

Водохранилище и источник являются стратегическим объектом республиканского значения и в настоящее время охраняются военизированной службой. Посещение его почти не возможно.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

close