Храм Донаторов и тайна Священного Грааля

Рядом с пещерным городом Эски-Кермен есть долина Черкез-Кермен, в которой находится Храм Донаторов. Это небольшая церковь, в которой сохранились фрагменты фресковой живописи XII – XIV вв. Сам храм упрятан в тайном месте. В алтарной части храма частично сохранилась фреска проведения литургии Святого Грааля.

Современное название храма (от латинского слова donator, «даритель», «приносящий дар», организатор и покровитель строительства храма) является условным. Оно связано с изображением «донаторов» - княжеской семьи.

Небольшая церковь расположена в верховьях балки Черкес-Кермен на скалистом плато в камне нависающем над ущельем. Тропинку засыпанную палыми листьями было найти проблематично - пришлось залезть напролом по скалам, все как обычно...

Храм знаменит своей фреской XIVв. Сейчас эта фреска в совершенно жутком состоянии.. Практически ничего не осталось.. Внутри стоят иконы и свечи. Иногда там проводят литургии.

Схема-реконструкция росписи западной и северной стен храма Донаторов
Схема росписи алтаря храма Донаторов
Обратите внимание на чашу Грааль в центре фрески. Это единственный храм в Крыму, в котором сохранилось изображение чаши-колыбели. Появление этой композиции в византийском искусстве, особенно в Сербии и Крыму, связано с широким распространением в 13-14 вв. мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с Богом, минуя священника.
 
Близкая аналогия фреске храма Донаторов находится в сербском храме в Сопочанах. Вообще Крым и Грааль это отдельная тема для разговора. Кто интересуется - рекомендую к прочтению книгу "Загадка княжества Феодоро" Васильев А.В., Автушенко М.Н. "Библекс" Севастополь -2006. Также можно обратиться по адресу http://graal.org.ua и проследить историю Грааля в Крыму.
 

Общий вид долины Черкез-Кермен c храма Донаторов
 
Описание Храма
Помещение храма размерами 5,1 х 3,2 х 2,5м. Апсида подковообразная (1,5 х 1,8 х 2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который "встроен" престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59 х 0,5 x 0,14м нижняя и 0,66 х 0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37 х 0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье.

Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь.

Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32 х 0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка.

В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м. Потолок северной части в виде полукоробового свода. По мнению Н.Репникова, здесь была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу. Остальной потолок плоский.

Храм был расписан фресками. Приводим их описание по Н.Репникову: "Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом. В конхе - поясной Деисус. На потолке впритык с алтарным полукружием - Благовещение. За ним по потолку композиции Крещения и Сретения.

По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его.

На северной стене в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними.

В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи. В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых. На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце. На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост.

В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей "донаторов". По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOC с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS).

Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах. Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВОН справа TV.

Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTV (почила, упокоилась).

Аркосолий с помянутыми изображениями по закрайку орнаментирован. Арка его с правой стороны покоится на колонке, верх которой оканчивается капителью с маскароном в виде головы чудища. Стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника".

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Т-ПУТЕШЕСТВИЯ

долина Черкез-Кермен - вид из правой глазницы

close