Лакская долина и храм апостола и евангелиста Луки
Есть в горном Крыму удивительное место. Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над у.м. находится небольшая горная котловина. На карте ее можно увидеть между селами Верхоречье и Высокое.
 

Здесь в средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое. Сама крепость расположена на расстоянии в пол-километра от Высокого на скалистой возвышенности высотою более 700 метров над у.м. 

Поражает в этом интересном месте совершенно иное. На относительно небольшой территории в окрестностях Керменчика и соседней деревни Лаки (ныне не существующей) только визуально без проведения раскопок еще сто лет назад можно было различить остатки 14 церквей и часовен. Храмы были построены повсюду: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников.

"В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима. Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного! Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей" - писал с удивлением известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе "Керменчик – Крымская глушь", увидевшей свет в 1898 году.

Главной церковью Керменчика была церковь Святой Троицы, располагавшаяся в центре средневекового села. Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что "она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму".

"Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте", - пишет исследователь.

Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого святого, вывезенный в 18 веке во время депортации крымских греков. В 19 столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах 20 столетия разрушена. А руины храма Успения Богородицы почитаются и по сей день местными татарами как азиз - святое место (могила святого).

Руслан Стойчев: ПРОГРАММА РОДА или решение кармических задач

Но, рассказ наш не о всей котловине, а о небольшой Лакской долине и тех местах, что находятся на ее территории: храме св. Луки, источнике Панагия (Всесвятая) и горах св. Ильи-Пророка и св. Анастасии Узорешительницы.

13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими. Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших поддержку среди местного населения.

Считается, что в качестве мер по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан. 23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранился только храм святителя Луки.

Это храм, названный в честь Св. Евангелиста Луки, располагается между селами Высокое и Верхоречье в Бахчисарайском районе Крыма в красивейшем месте на возвышении между двумя живописными невысокими горами-холмами высотой около 500 м - Ильи-Пророка и Анастасии Узорешительницы. 

С этих двух гор открываются виды на знаменитые пещерные города Крыма Тепе-Кермен и Качи-Кальон, на горы Чатыр-Даг и Черная. Путнику, идущему со стороны Верхоречья, храм открывается совершенно неожиданно. Сейчас храм восстановлен и сияет своей белизной на возвышенности. 

Настоящая статья первоначально описывала руины храма с. Луки, который ныне восстановлен и потому далее вы увидите и старые снимки храма и его обновленный вид.

Подходим к храму со стороны колокольни. Над входом надпись по-гречески: "E-T-O-SIGMA 1904" (ГОД 1904). Выше этой надписи на полукруге - другая: "N-A-O-SIGMA T-O-Y A-Г-I-O-Y К-A-I E-Y-A-Г-Г-E-Л-I-SIGMA-T-O-Y Л-O-Y-K-A" (Храм Святого и Евангелиста Луки).

И еще выше - третья, сохранившаяся хуже и более длинная, но которую распознать уже не представляется возможным.

Колокольня сохранилась только до звонницы; слева и справа от нее боковые комнаты. Стены покрыты штукатуркой; кое-где видны росписи по ней.

Купол храма сохранился. На снимке видно каким он был ранее и как внутреннее убранство храма изменилось в настоящее время.

На стенах храма еще недавно были видны остатки росписи, но в связи с тем, что храм был реставрирован, следовало реставрировать и сами росписи внутри храма. Поэтому они сейчас уже не видны нам, но это не умаляет значение храма, а новая напольная мозаика с птицами дала ему новую жизнь, о чем мы расскажем ниже. Пока же можете рассмотреть те сюжеты, которые сохранились от старого храма и уже не видны в новом.

 

Видны были частично изображения евангелистов в виде старцев, настолько глубоко "впечатавшиеся" в штукатурку, что они остались, несмотря на то, что один из слоев штукатурки, а именно самый верхний, наружный, с росписью, был содран. Только на месте Евангелиста Луки штукатурка содрана полностью до камня, и уже ничего не видно вообще. 

А вот так выглядел алтарь до восстановления храма и в настоящее время. И пусть пока нет росписи внутри храма, но рано или поздно в этой статье появится и третья очередь снимков, на которых мы увидим новый внутренний облик храма св. Луки Евангелиста.

У алтаря на тот момент сохранилась облицовка и часть штукатурки с росписью по ней, на которой виден простой узор. Над пилонами купол начинается не сразу, а есть еще круглая башня с 8-ю окнами и 8-ю пространствами между ними, где находились, по всей видимости, иконы.

К сожалению, хотя мне и разрешено было делать в храме фотоснимки, я не стал снимать алтарную часть, а ограничился иконостасом и царскими вратами. Если приглядеться внимательнее к храму, то его отличительной чертой является наличие изображений различных видов птиц. Они и на входных дверях в храм, и на напольной мозаике у входа, и под куполом храма, и внизу иконостаса...

  

Эти 12 птиц для нас загадка, ребус. М разгадать его можно будет лишь изучив символику Византийской церкви и религий Древнего Египта, Шумера и Вавилона, где также присутствует образ птицы как определенных свойств Божьих. Я пытался выяснить что же означают птицы в храме и какие именно их виды там изображены, но никто так и не дал мне ответа на мои вопросы. Пришлось мне искать самостоятельно ответа на свои вопросы. 

Но это я расскажу в конце статьи, так как помимо изображений птиц есть и другие значимые артефакты в храме. Из Киево-Печерской лавры была привезена и подарена храму икона св. Иоанна Предтечи. Она уже тем удивительна, что исполнена в рост. На иконе изображен Иоанн Креститель, держащий одной рукой чащу с Богомладенцем Христом, над которым сияет Вифлиемская звезда, а перстом другой руки указывая на Христа как на образ, которому следует соответствовать на личном жизненном пути.

Не за этим ли сюда в свое время являлся в 1941 году Отто Олендорф, после чего была уничтожена все жители селения Лаки? Он искал Святую чашу или Святой Грааль, который был сокрыт на востоке Византийской империи, в Тавриде. И по сей день этот артефакт хранится в одной из Крымских пещер, но открыт он будет лишь тому, кто достоин быть его хранителем.

А пока, так же как мы прикладываем маленькие фотоснимки чудотворных икон к оригиналу и получаем через это действие чудотворные свойства оригинала, так и те, кто способен жить с открытым Сердцем, могут приблизиться к артефакту и этого приближения будет более чем достаточно, что бы исцелить и тело и душу и дух, восстановив единство между ними.  

Икона св. Иоанна Крестителя исцеляет по просьбе молящихся от разных недуг, в том числе и от онкологических заболеваний и от безплодия. Только обращаться нужно не к самой иконе, а через икону к Богу, испрашивая при поддержку у самого Предтечи. Это как если бы вы пришли к другу своему и попросили у него помощи. И друг окажет посильную помощь по вашей просьбе. От того, как просите - то и дается.

Но и это еще не все. Ниже храма, в низинке где расположены недостроенные отцом Гавриилом (+2015) помещения, находится источник с купелью.

Когда-то здесь бил чудотворный источник, возле которого стоял храм Пресвятой Богородицы и была купель. В настоящее время воду из источника можно набрать в колодце, где есть и ведро и лейки и кружка.

Вкус у воды такой, что когда пьешь ее, через какое-то время снова хочется пить, что бы почувствовать ее сладость во рту. И хотя особой потребности в воде не испытываешь, все же нет-нет да и сделаешь пару-тройку глотков снова.

Мечтал этот храм восстановить старец отец Гавриил, который прибыл в скит св. Луки с одного из западноукраинских православных монастырей. Пришлось мне как-то случайно встретиться с одним его учеником, отцом Сергием, на горе Божьей что между Кременцом и Почаевом.

Необычная случилась встреча, разговорились и оказалось что знаем отца Гавриила оба - меня старец благословил на мой путь, а его - на отшельничество на Божью гору. Там и встретились. 

По разному воспринимали люди старца, многим с кем я приезжал к нему, потом приходилось разъяснять что он имел в виду. Говорил он всегда иносказательно, выдумывая разные истории словно сказки из жизней святых, но всегда точно и верно говорил человеку с чем тот пожаловал и что ему нужно изменить в себе.

Жаль, не все и не всегда понимали его, а некоторые даже агрессивно относились к нему всего лишь потому, что он, как зеркало, отражал их действительность и обнажал то, что они сами от себя сокрыли так глубоко, что самим не отыскать.

Вот и приезжали к отцу Гавриилу люди отовсюду за советом, а потом уезжали в недоумении, как полученный совет применить в жизни, ведь весь уклад жизни для этого следовало менять. И что бы облегчить их жизненный путь, отправлял старец пришлых людей к купели, где они хоть ноги должны были омыть свои, что бы исцелиться и физически и душевно и духовно.

И по сей день все, кто приезжает в Лаки, идут к купели источника и омывают ступни ног, руки и лицо, а потом уже и воду пьют и с собой ее берут как целебное средство от многих болезней. 

Так что и вам советую последовать последней воле ныне отошедшего уже к Господу отца Гавриила и омыться водой из источника. Не стоит волноваться, если в теплое время года вода в купели будет зеленоватого цвета. Это цвет ивы осыпается в воду и придает ей такой оттенок.

Наберите просто ведро воды из колодца и опрокиньте его на себя (предварительно раздевшись) или хотя бы просто омойте ноги, руки и лицо водой из источника. Уж точно, хуже не будет. И помяните отца Гавриила, испросив его молитв за вас и ваших близких: "Святый отче Гаврииле, моли Бога о нас".

 
 
Ну, и напоследок все же вернемся к значению символа птицы. В византийской традиции птицы означают различные качества и свойства Божьи. Следует сразу же оговориться, что птицы пришли в христианство из более ранних религий Эллады и Египта. Рассмотрим же какие виды птиц изображены в храме и чему они соответствуют. Здесь выложены 16 изображений, 10 из которых парные, а журавль, пеликан и цапля и орел - одиночные. Но всех их объединяет то, что они символичны с Фениксом - птицей, олицетворяющей возрождение и трансформацию. Об этом - отдельная статья: "Образы птиц в византийском христианстве".
 
 
 
close