ТАЙНЫ ГОРНОГО КРЫМА
I. ПРЕДАНИЯ И БЫЛЬ ГОРНОЙ ТАВРИКИ (Историко-культурный очерк)
Античная письменная традиция донесла до нас то скупые, то многословные сведения, где быль перемешана с легендой, о древнейших обитателях Крыма — киммерийцах, таврах, скифах. Сегодня, когда накоплен немалый археологический материал, сгруппированный под теми или иными условными названиями — по месту первых находок — в качестве памятников кемиобинской, кизилкобинской и других культур, встает сложная задача отождествления их с теми или иными племенами, фигурирующими у древних авторов.
И хотя основными обитателями горного Крыма античная традиция называет тавров, четко отличая их от скифов, сегодня мы знаем, что этническая картина была гораздо сложнее и динамичнее: ее складывание определялось тем, что племена, с незапамятных времен двигавшиеся с востока и пытавшиеся закрепиться в Северном Причерноморье и в Крыму, по прошествии нескольких веков вытеснялись новыми волнами переселенцев.
Нам известно, что примерно с VII в. до н. э. древнейших обитателей края — киммерийцев — вытесняют скифы; в III в. до н. э. скифов вытесняют сарматы и т. д. При этом осколки племен и народностей, некогда входивших в главенствовавший на полуострове союз племен, оттесняются в горы, где еще долго хранят свою этнокультурную самобытность.
Предгорьям и горам Юго-Западного Крыма, стоявшим преградой на пути кочевников, суждено было играть особую — охранительную — роль в истории культур: к ним в полной мере можно отнести слова Г. В. Ковалевского о значении горных районов, которые "в противоположность низинам, уберегли в своих изолированных гнездах древнейшие и своеобразные реликты прошлого — осколки человеческих рас, наречий, старинные хозяйственные формы… обычаи, нравы, остатки растений и животных".[6]
Примечания
6. Ковалевский Г.В. Культурно-историческая и биологическая роль горных районов // Природа. — 1931. — № 1. — с. 170.
Продолжение
- Ее древнейшие обитатели
- Культура и быт тавров
- Крымские мегалиты
- В поисках храма Девы
- Амазонки
- Таврская топонимика
- Поздние скифы и сарматы
- О готах, стране Дори и длинных стенах
- Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский
- Княжество Феодоро
- Кыркорское княжество и крымскотатарское население
- Присоединение Крыма к России
- Старый Город
- Замечания о дворце
- Его восприятие европейцами
- Прогулка по дворцу. Фонтаны
- Ханская мечеть и кладбище
- О культовой архитектуре
- Дюрбе Азиса
- Медресе и дюрбе Салачика
- Эски-Дюрбе
- Мавзолей Диляры-Бикеч
III. ЧУФУТ-КАЛЕ И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Сармато-аланское население
- Ранние описания города
- Фуллы и Кырк-ор
- Его захват татарами и основание Крымского ханства. Джанике-ханым
- Крепость Гиреев. Население города и его застройка. Караимы
- Успенский монастырь
- Древние легенды
- Городище Чуфут-кале
- Кенассы
- Гробница Джанике-ханым
- Средняя стена
- Дом Фирковича и его хозяин
- Иосафатова долина
IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
- Край "пещерных городов"
- Реликт пещерножительства. Особенности ранних пещер
- Каменные кольца-проушины. Предания о них
- Описания дореволюционных историков
- Археологические исследования
- История Феодоро — споры и факты
V. КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО И ЕГО СТОЛИЦА
- Расположение Мангупа
- Его укрепления
- Хазары и Дорос
- Иконопочитатели
- Записка топарха
- Расцвет княжества Феодоро
- О его князьях
- Борьба с генуэзцами
- Турецкая осада и падение Феодоро
- Прогулка по городищу
- Цитадель
- Колодец
- Боевые пещеры
- Базилика
- Пещерный монастырь
- Дворец
- Их история
- Храм трех всадников
- Городище
- Оборонительные стены
- Пещерные казематы
- Дозорный комплекс
- Осадный колодец
- Базилика
- Храм донаторов
VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ
- Тепе-кермен и Кыз-кермен
- "Алтари в пустыне" К. Ф. Богаевского
- Пещерный храм и пещеры Тепе-кермена
- Гипотезы о происхождении пещер
- Кыз-кермен
- Легенда
- Качи-кальон
- Поселение
- Укрепление
- Грот с источником
- Храм Иоанна Предтечи
- Монастыри Шулдан и Челтер
- Бакла
- Городище
- Цитадель и ее особенности
VIII. В СТРАНЕ ДОРИ