ТАЙНЫ ГОРНОГО КРЫМА
I. ПРЕДАНИЯ И БЫЛЬ ГОРНОЙ ТАВРИКИ (Историко-культурный очерк)
Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас — киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия — Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.[7]
Согласно рассказу "отца истории", киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы — родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.[8] Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров.
Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер — Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, — в предгорьях, в то же время — с начала I тыс. до н. э. по III–II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия — так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд — первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые — в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.
Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.[9]
Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А. А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III — первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III — начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.[10]
Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений — каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры — подлинные наследники мегалитической традиции — воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.[11]
Примечания
7. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. — Л.: Наука, 1972. — Кн. IV, 12.
8. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. — М… 1981. — с. 105.
9. Щецинский А.А. Красные пещеры. — Симферополь, 1983. — с. 50.
10. Лесков А.М. Указ. соч. — с. 25.
11. Щепинский А.А. Указ. соч. — с. 51.
Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура — киммерийцы — кизилкобинцы» и «кемиобинцы — тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.
Продолжение
- Культура и быт тавров
- Крымские мегалиты
- В поисках храма Девы
- Амазонки
- Таврская топонимика
- Поздние скифы и сарматы
- О готах, стране Дори и длинных стенах
- Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский
- Княжество Феодоро
- Кыркорское княжество и крымскотатарское население
- Присоединение Крыма к России
- Старый Город
- Замечания о дворце
- Его восприятие европейцами
- Прогулка по дворцу. Фонтаны
- Ханская мечеть и кладбище
- О культовой архитектуре
- Дюрбе Азиса
- Медресе и дюрбе Салачика
- Эски-Дюрбе
- Мавзолей Диляры-Бикеч
III. ЧУФУТ-КАЛЕ И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Сармато-аланское население
- Ранние описания города
- Фуллы и Кырк-ор
- Его захват татарами и основание Крымского ханства. Джанике-ханым
- Крепость Гиреев. Население города и его застройка. Караимы
- Успенский монастырь
- Древние легенды
- Городище Чуфут-кале
- Кенассы
- Гробница Джанике-ханым
- Средняя стена
- Дом Фирковича и его хозяин
- Иосафатова долина
IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
- Край "пещерных городов"
- Реликт пещерножительства. Особенности ранних пещер
- Каменные кольца-проушины. Предания о них
- Описания дореволюционных историков
- Археологические исследования
- История Феодоро — споры и факты
V. КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО И ЕГО СТОЛИЦА
- Расположение Мангупа
- Его укрепления
- Хазары и Дорос
- Иконопочитатели
- Записка топарха
- Расцвет княжества Феодоро
- О его князьях
- Борьба с генуэзцами
- Турецкая осада и падение Феодоро
- Прогулка по городищу
- Цитадель
- Колодец
- Боевые пещеры
- Базилика
- Пещерный монастырь
- Дворец
- Их история
- Храм трех всадников
- Городище
- Оборонительные стены
- Пещерные казематы
- Дозорный комплекс
- Осадный колодец
- Базилика
- Храм донаторов
VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ
- Тепе-кермен и Кыз-кермен
- "Алтари в пустыне" К. Ф. Богаевского
- Пещерный храм и пещеры Тепе-кермена
- Гипотезы о происхождении пещер
- Кыз-кермен
- Легенда
- Качи-кальон
- Поселение
- Укрепление
- Грот с источником
- Храм Иоанна Предтечи
- Монастыри Шулдан и Челтер
- Бакла
- Городище
- Цитадель и ее особенности
VIII. В СТРАНЕ ДОРИ