Скальный монастырь и дольмены Массандры

Наш маршрут начнется с места, ранее почитавшегося у православных греков, проживавших в поселении Масарда. К примеру, на месте нынешнего Массандровского парка (не путать с парком Массандровского дворца), на Поликуровском холме был огромный дольменный комплекс.

От него ничего не осталось, но пространство парка на Поликурском холме - уникально. Чего стоят только шесть сосен, являющихся центром всего паркового комплекса.

Название Масарда восходит еще к тем временам, когда до греков на этой территории в период с 2 века до н.э. по 2 век н.э. проживали тавры. Известно о них не так уж и много. Говорили тавры на одной из 20 разновидностей санскрита. 


Сфинкс Массандровского дворца
Неподалеку от Массандровского дворца находится выход скальных пород, на который мало кто обращает внимания из посещающих дворец. Именно в этих скалах, выше Массандровского дворца и располагался ранее мужской монастырь Иоанна Предтечи...

На снимке выше виден очень хорошо сам дворец.  Именно с этих скал снимок дворца и был мною осуществлен.
 
А теперь постараемся попасть к этим скалам и будем внимательны, что бы не пропустить тропочку к ним, которая начинается в метрах 150 от въездных ворот дворца. Иногда на ней сидит кто-то из экскурсоводов-частников и предлагает провести экскурсию по парку и в том числе к скалам.
 
Не доходя до входа во дворцовый сад поднимемся по еле заметной тропинке вверх по склону предгорья и выйдем к скалам, среди которых петляют тропинки и видны полуразрушенные каменные ступени...
Как только подойдете к скалам, пройдите чуть далее и увидите дерево в виде арки. Пройдя под ним, войдете в скальный грот, в который ведут каменные ступени. Спускайтесь смело по ним и не забудьте включить фонарик, так как там темно.

вход в пещеру
А уже будучи в нем, пройдя вглубь, увидите в одном из помещений каменный крест. Помяните своих близких, живых и мертвых.

внутри пещеры
Однажды, моя знакомая пригласила меня осмотреть скальное нагромождение внутри и вокруг которого она обнаружила большое количество каменных ступеней. Интересно, что внутри скальной пещеры было обнаружено некое подобие алтаря с высеченным в нем из камня креста. Возле каменного креста видны следы воска от свеч, оставленных прихожанами...

Меня заинтересовало данное место и стараясь отыскать информацию о нем я поднял на ноги всех, кого смог, перерыл кучу источников и пришел к выводу, что это место имеет отношение к древнему греческому монастырю святого Иоанна Предтечи, стоявшему здесь ранее, до 1778 года.

В 1778 году православное население Крыма было выведено по причине передачи Крымского полуострова Османской империи. По этой причине этот и многие другие православные монастыри пришли в запустение, а большая их часть была разрушена татарами.


каменные лестница монастыря

Монастырь был довольно обширен и имел богато обставленный храм Рождества Иоанна Предтечи, почитавшийся среди местного православного населения по причине того, что из-под алтаря храма проистекал целебный источник.

В день памяти Иоанна Предтечи все православное население окружающих поселений собиралось возле него на ежегодно проводимую ярмарку.

П. Сумароков, посетивший Крым в 1799 году, и М. Броневский в своем "Обозрении Южного Берега Тавриды в 1815 году", описывая свои впечатления о Крыме, в Массандре отмечали только эти приметы старины.

Сумароков писал, что среди разрушений на сохранившихся "дверях церкви приметны лики, внутри остались полукружие для алтаря, четыре арки, посреди храма вытекает родник, а высокие вокруг деревья означают следы ограды". По словам Дюбуа де Монпере, среди этих больших ореховых деревьев находился самый огромный и старый на всем Южном берегу Крыма вековой дуб.

источник храма Рождества Иоанна Предтечи
Броневский более подробно описывает это место: "В четырех верстах от Ялты осматривали мы остатки греческого монастыря Св. Иоанна. Стены церкви разваливаются, все прочее обращено в кучу камней и только в полукружии, где был алтарь, приметны еще лики святых.
 
Время пощадило лишь один находящийся в преддверии храма прекрасный ключ, который столь изобилен водою, что, вырываясь из земли, бьет вверх фонтаном и истекает ручьем. Песок кипит на дне, а вода чиста, как кристалл, холодна, как лед".
 
Этот источник назывался Ай-Ян - святой Иоанн, во имя которого была построена древняя церковь ("Рождества Иоанна Предтечи"). Вода в источнике считалась святой, и на протяжении всего XIX века к этому источнику стекались паломники.
 
Еще один интересный момент: когда я впервые попал в скальную часовню, стоя в тишине услышал молитвенное монашеское пение. При том, что во всей округе было тихо, слышал я пения весьма явно и шло оно словно из-под земли.
 
После этого я вернувшись домой стал искать информацию о монастыре и был удивлен, что ее не оказалось вовсе. Но, я нашел еще более удивительный факт подтверждения святости этого места - в картине известного художника и теософа Николая Рериха...

Н. Рерих "Скоровище горы" (Сокровище Мира)
Как видим, на картине изображен грот с монахами пребывающими в молитве. Удивительно то, что сам Рерих никогда не был в Крыму, но данная картина подписана как "Массандра. Монастырь."
 
Что вынудило Николая Рериха написать это полотно при том, что он никогда не был даже в Крыму и видеть сам монастырь не мог? На ум приходит лишь одно объяснение, при котором Н.Рерих мог "считать" информацию об этом месте из ноосферы - общего планетарного и человеческого сознания. Во всяком случае, картина Рериха дает нам подтверждение тому, что это место особенно.
Поднявшись на скалы и оглядев кристальное пространство гор и Массандровского дворца, мы спускаемся вниз и идем осматривать территорию дворца, его сад и прочие достопримечательности.
 
При желании можно посетить сам дворец и ознакомиться с его внутренним убранством. Но, наша очередная цель - это не посещение дворца :), а возвращение к себе. И для этого нам понадобятся два дерева, произрастающие перед дворцом. Это гигантские секвойи редкой формы и цвета.
 
Их широкопирамидальные формы прекрасно гармонируют с окружающим ландшафтом. Возраст этих деревьев никому не известен, но по размеру ствола можно судить, что они здесь уже оооооооооочень давно, как минимум несколько сот лет.
 
Благодаря высокой отметке участка и «раскрытой» планировке зеленого пространства с площадки у дворца и от партера открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.

секвойи Массандровского дворца

Это два удивительных дерева. Слева, побольше - мужское дерево, а справа, чуть меньше - женское. Подходить к ним для общения необходимо в следующей последовательности: вначале, для очищения себя - к женскому (справа), а потом, для наполнения и восстановления - к мужскому (слева).

Когда стоишь возле женского дерева, то можно почувствовать, как от него исходит еле ощутимая прохлада. Это дерево забирает на себя ваши проблемы и очищает вас на всех трех уровнях (физика, энергетика, информация) своим воздействием.

Постояв возле него столько, сколько хочется, мы подходим к мужскому дереву. От этого дерева уже веет не прохладой, а наоборот - теплом. И оно словно притягивает к себе, хочется прикоснуться к нему, прильнуть всем телом и затаив дыхание пребывать в таком состоянии вечно...


Секвойи Массандры

Далее мы спускаемся вниз по лестнице и идем до середины поля, где тропинка сворачивает налево и уводит нас к лесу. Дойдя до ближайшего дерева, возле которого стоит скамья для отдыха.

Но мы игнорируя скамью, проходим мимо нее и идем вглубь лесной чащи.  На снимке мы видим место, обведенное черной линией. Именно туда нам и нужно идти...


расположение дольменного комплекса в Массандре

Свернув чуть направо и идя далее по тропинке, мы выходим к небольшой возвышенности, на которой растет большая сосна Палласа (корабельная, мачтовая сосна). Мы пришли.

Поднявшись на возвышенность, мы выходим на небольшую полянку, на которой видны семь больших таврских ящика - крымские дольмены.

От кавказских они отличаются лишь внешним видом. Но, по назначению, крымские дольмены являются такими же техническими сооружениями, как и их кавказские собратья.


один из полусохранившихся дольменов в Массандре

На этом снимке нам виден лишь один дольмен. На вершине возвышенности их не более десяти. Место само по себе очень гармонично...

Сколько прошло времени с момента прихода на полянку? Это трудно определить, т.к. время здесь имеет свои законы, не подвластные внешнему миру. И, хотя нам виден тот самый внешний мир, для нас он находится там, вдалеке, словно за стеклом. Здесь же все идет по иному...

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

close