
Место Силы - это пространство, в котором сфокусирована мощная совокупность пересекающихся различных временных и пространственных полей. Как правило, такие "перекрестки" также связаны с единой энергоинформационной "сетью" планеты. В пространстве таких мест строились культовые сооружения. Кстати, даже большинство современных роддомов непонятным образом находятся на местных местах Силы.
В Крыму много мест Силы. И несколько таких сакральных мест находится вблизи города Старый Крым. Сохранилась рукопись четырнадцатого века, где приводятся слова первого муллы Солхата ибн Акмара, который и выбирал место для столицы ханства:
"Здесь под горой Агармыш будет возведен город великий. Здесь растет древо Къырым и живет дух этой земли".
Само старое название города "Сол-хат", согласно данным известного российского филолога профессора А.С. Пулермогога, на праславянском языке означает "дом Солнца" или если быть более точным, то "солнечная хата" (что смысла не меняет)). Читать статью.

вид на Старый Крым

Справа вверху мы видим цветок жизни, как структуру мироздания...
Но, не будем отвлекаться от нашей основной темы. А тема нашего путешествия - храм Сурб-Ншан (Святое Знамение) в монастыре Сурб-Хач (Святой Крест) Армянской апостольской церкви, находящиеся в нескольких километрах от Старого Крыма.
Монастырь Сурб-Хач
И если в легенде о древе Къырым говорится, что оно было уничтожено, то могу смело вас заверить, дорогие друзья, что можно уничтожить любую вещь, но душа - безсмертна. Именно такой душой и является монастырь Сурб-Хач для всей округи Старого Крыма.
И, побывав в нем единожды, ты вновь и вновь стремишься вернуться туда, словно в том месте находится твой дом, в котором ты вырос и в который ты всегда стремишься вернуться. А такое чувство может родиться только лишь тогда, когда в этом месте "пустила корни" твоя душа.
хач-кар - каменный крест
Вот, мы входим на подворье монастыря и нас встречают семь каменных процветших крестов - хачкаров. Умением в искусной резьбе по дереву армянские мастера славятся на весь мир. Нет одинаковых хачкаров, каждый из них особенный и неповторимый.
Буква армянского алфавита и крест, высеченные в туфе - вулканической породе, словно слились воедино с цветами, птицами и орнаментом, украшающими хачкар. Но что описывать, это нужно видеть своими глазами, познать своим Сердцем...

гавитанакалецарык - вселенский цветок
Входим в храм Сурб-Ншан, как принято во всех православных храмах и монастырях - женщины, в юбке и с покрытой головой, а мужчины в брюках и сняв головной убор. На внутренних стенах притвора и в самом храме можно видеть множество резных крестов, выгравированных в камне. Это память о тех событиях, когда храм и монастырь были часто посещаемы.
Было принято в ознаменование серьезного события в семье заказывать вырезание крестов на стене храма. Удостоиться этого могли не многие, поэтому кресты там имеют разные формы, как и на хачкарах - одинаковых нет.

храм Сурб-Ншан

купол храма Сурб-Ншан

алтарь храма Сурб-Ншан
Монастырь был основан иноком Ованесом, мощи которого и по сей день находятся под каменной плитой в притворе храма Сурб-Ншан. О сооружении последнего каллиграф Степанос писал следующее:
В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром. На протяжении всего времени монастырь активно перестраивался, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.

Храм Сурб-Ншан
В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь.
В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.
икона из монастыря
Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы деятельности на протяжении многих столетий, обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря.
Последний раз раскопки велись в 1976 году. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви.

купол храма Сурб-Ншан
Развитие монастыря происходило в несколько этапов, которые мы и попытаемся проследить. Самой древней постройкой, несомненно, является сам храм монастыря, церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), начало строительства — 1358 год. Правда, тут есть некоторые сомнения, так как сам по себе барабан, на котором была сделана надпись по которой датировали время создания храма, был установлен в более поздний срок, вероятно во время перестройки или восстановления монастыря, сама надпись содержит следующий текст:

вход в храм Сурб-Ншан

источник мудрости
А есть еще на этой стене вырезанный в камне цветок жизни, что не то что бы не часто встретить в христианских святынях, а и никогда не увидишь в них в таком виде.

изображения на плитах источника мудрости
Еще одна из легенд рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солхата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.

По преданию, название монастыря — Святой Крест — связано хачкаром VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень.
Насколько это верно, судить не берусь, но известно, что в середине XV века Крым посещает епископ Амида Мкртыч Нагаш. Возвращаясь обратно, он увозит подаренное Саргисом вардапетом Святое Знамение, которое имело «частицу от древа Христового креста» и хранилось в Каффе.
Самостоятельно добраться можно в Сур-Бах свернув с трассы Симферополь—Феодосия, при въезде в Старый Крым у мечети (будет виден указатель «Сурб-Хач, 3 км») направо и спустившись по съезду вниз до мостика. Далее дорога пойдет вверх.
Проехав по асфальтированной дороге три километра, попадаете на территорию монастыря. Остановиться на ночь в монастыре не удастся, т.к. помещений для паломников пока свободных нет. Есть там кафе (работает в теплое время суток) - это монастырская трапезная, в которой можно попить чаю, кофе или испробовать очень вкусные сладкие пироги.
И ещё одна статья о Сурб-Хач: "МОМЕНТЫ ЖИЗНИ: СУРБ-ХАЧ".